История агротех-стартапа Аратай: от идеи до выхода на рынок!

20.11.2023
20

В октябре на форуме INNOFOOD в Сочи мы встретили давних друзей и участников программ поддержки Фонда развития инноваций Краснодарского края – компанию по производству черного риса Аратай. Сегодня Аратай на всех выставках, а черный рис давно перестал для нас быть чем-то необычным. Но с чего все начиналось? Откуда взялась идея вырастить “другой” рис? Мы взяли интервью у основательницы компании, Юлии Гончаровой, и узнали, какой путь она прошла за годы существования Аратая.

– Расскажите о себе. Чем занимались до создания Аратая? Какой путь привел вас к этому проекту?

– Я работала в институте риса 30 лет. От младшего научного сотрудника доросла до заведующей лабораторией и защитила докторскую диссертацию. Создала свою небольшую школу из пяти защищенных аспирантов. Вместе мы создали 10 сортов риса, среди них – Казачок, Крепыш, Рыжик. Это были сорта всех направлений селекционной работы: длиннозерные, чернозерные, крупнозерные и короткозерные и среднезерные, а также красные сорта.
Первые чернозерные сорта были созданы после того, как мы нашли китайскую статью о пользе черного риса. Выяснили, что черный или красный цвет ему придают антиоксиданты, вещества, которые снижают риск онкологии, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. У меня тогда мама болела диабетом и был риск наследственной предрасположенности у кого–нибудь из близких. Естественно, возникло желание делать полезный рис. Китайский черный у нас не вызревал, поэтому пришлось потратить много лет прежде, чем удалось совместить в одном сорте раннеспелость отечественных сортов и наличие антиоксидантов от китайских образцов. Современные сорта черного риса имеют в 20 раз больше антиоксидантов и в 5-8 раз больше витаминов и микроэлементов, чем белозерные. А самая интересная особенность черного риса, что его антиоксиданты работают до 40 раз более эффективно, чем у других черно окрашенных культур.

Вскоре мы поняли, что можем создавать гораздо больше новых сортов с улучшенными характеристиками качества, урожайности и пользы. Но, к сожалению, в институте к этому направлению не было интереса. Мы стали искать альтернативы, чтобы продолжать наши исследования.

Тогда мы вышли на Фонд Сколково и на Фонд развития инноваций Краснодарского края.

Но была проблема – отсутствие собственной земли и проблемы с ее арендой. Тогда в Сколково выдавали большие гранты до 300 млн рублей на создание предприятий при 50 % государственных вложений и 50 % собственных или инвестора. Нам нужен был инвестор, который смог бы вложиться в покупку земли для производства.

– Расскажите подробнее про Сколково, как попали туда и чем это помогло?

– К сожалению тогда у нас не все получилось, так как планировали. Мы подали проект в Сколково, написали бизнес-план. Вообще, стать резидентом Сколково просто. Мы заполнили заявку на сайте, проект согласовали и мы – резиденты. Преимуществ и поддержки множество: от различных грантов до отсутствия НДС, налога на имущество и прибыль. На деньги первого гранта Сколково мы купили селекционную технику. Но проблема отсутствия земли оставалась. Тогда мы подали проект совместно с другой организацией на получение средств для строительства завода по производству чёрнозёрных красноозёрных сортов риса. Увы, мы не сразу поняли, что предприятие не заинтересовано в нашем деле и нужны им только государственные деньги. Наш урожай был утерян. Поэтому мой совет – грамотно выбирайте партнеров по бизнесу!

– Что было дальше после неудачного опыта с партнерами?

– После того, как мы потеряли весь урожай. И партнеров. Нам пришлось начинать все практически с нуля. Кстати, наш черный рис, выращенный на земле тех партнеров, был украден и затем его незаконно выращенные репродукции стали конкурентами нашего же риса, только уже из Краснодарского края. С соблюдением авторских прав у нас в стране большая проблема. В мире понимают важность селекционной работы и выплаты роялти селекционерам для дальнейшей работы и создания более продуктивных сортов для будущего. У нас же многие сельхозпроизводители этого не делают, что привело к полному развалу селекционной работы по подсолнечнику, сахарной свекле, овощам и т.д. В этом проблема не только стартапов, но и больших государственных институтов.
В 2019 году мы начали все практически с нуля. Сложность была в том, что о черном рисе мало, кто знал, рынок не был еще сформирован, у нас не было опыта продаж и селекционная работа занимала все время.

– Помогали ли вам какие-то государственные программы поддержки в выходе на рынок? Куда обращались?

– Государственные программы очень помогли во всем. Но прежде всего Российский научный фонд, Фонд содействия инновациям и региональный Фонд развития инноваций. Эти фонды помогали грантами, консультациями, обучением персонала. И, конечно, Сколково – они позволили нам купить часть селекционного оборудования. В планах и дальше работать с Фондом развития инноваций и другими фондами и получить при их поддержке гранты на дальнейшее развитие производства.

– Есть ли у Аратая инвесторы?

– Мы долго пытались их найти. Был опыт и в других областях. Урожайность была хорошая, но не сформированный рынок, он не позволял выйти на самофинансирование. Инвесторы боялись и нам приходилось долгое время выживать за счет государственных программ, за счет грантов. Спустя 5 лет мы только смогли найти инвестора, который заинтересован не только в выращивании наших сортов, но и в селекционной работе. Он выделяет землю в хозяйстве для создания новых сортов и разработки технологий выращивания.

– Когда вы поняли, что проект успешен? Что повлияло на успех?

– Мы вышли со своими чёрными и красными сортами на маркетплейсы и через какое-то время увидели, что спрос есть и он растёт. Поняли, что проект может быть успешен. На это повлияло очень много факторов. Это и общий рост спроса на продукты полезные для здоровья во всем мире. И мода на экзотические сорта риса – черные на красные. Мы попали в волну!

Но успех – это не просто удача. Мы постоянно участвовали в выставках, выпустили книгу про наши сорта риса и раздавали ее на мероприятиях. Не пропускали конкурсы, отраслевые события. Мы были везде.

– Какие планы у компании на ближайший год?

– Мы работаем с хозяйством в Абинском районе «ООО ППСП Нирис», в нем уже сейчас выращивается сорта риса по технологиям близким к органическим. Практически на всей площади хозяйства в качестве предшественника используется люцерна, в хозяйстве также есть крупный рогатый скот, на основе навоза которого производится биогумус, который вносится в рисовые чеки до 10 тонн на гектар, что позволяет практически отказаться от химических удобрений. Это то, что нужно для такого полезного продукта! Руководитель хозяйства планирует расширить посевы черного и красного риса в следующем году до 400-500 гектар. Кроме того, планируется производство новых продуктов на основе черного риса. Это будут не только крупа и мука, которые производятся сейчас, но и макаронные изделия, хлопья, батончики для здорового питания, замороженные смеси с овощами и фруктами на основе черного и красного риса.

– После вашего пути и опыта в запуске собственной компании, чтобы вы посоветовали тем, кто только думает о собственном стартапе?

– Воспринимать ошибки как опыт. За годы работы Аратая было разное, как я рассказала выше, но если каждый раз опускать руки, то ни о каком успехе быть не может. И, конечно, вы должны видеть в своей разработке не только финансовую прибыль, но и идею. Помните, зачем вы создавали свой продукт, стремитесь к развитию, совершенствуйтесь.