
В 2022 году кубанские студенты впервые приняли участие в программе «Стартап как диплом». Напомним, она позволяет студентам защитить выпускную дипломную работу в виде бизнес-проекта, который можно реализовать в крае.
Одним из первопроходцев программы стал выпускник кафедры «Производство строительный конструкций и строительной механики» Института строительства и транспортной инфраструктуры КубГТУ, молодой ученый Глеб Самандасюк.
Проект Глеба «Сборно-аддитивная технология с применением местного сырья и 3D-принтера» не только стал его дипломной работой, но и позволил молодому человеку двигаться и развиваться в этом направлении. Так, Глеб вошел в число победителей федерального конкурса Фонда содействия инновациям «Студенческий стартап» и смог привлечь грант в размере 1 млн рублей на развитие и реализацию проекта.
Глеб представил инновационное направление развития строительной отрасли – совмещение современных достижений индустриального и аддитивного строительства. Он предложил создавать стройблоки, соответствующие строительным нормам, при помощи 3D-принтера. У этого способа есть масса преимуществ – архитектурная выразительность, практически полное отсутствие отходов, снижение трудозатрат, высокая скорость работы.
На данный момент в рамках участия в акселерационной программе молодому ученому уже удалось протестировать рынок и даже разработать лабораторный образец. Кроме того, специалисты Фонда развития инноваций Краснодарского края оказывают помощь в организационных моментах – например, в сборе документов для создания юридического лица.
Акселерационная программа для участников проекта «Стартап как диплом» реализуется на базе краевого Фонда развития инноваций в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках комплексного мероприятия «Воронка инновационных стартапов». В течение пяти месяцев студенты проходят стартовое обучение, диагностические сессии, индивидуальные консультации, групповые обучающие мероприятия. Они разрабатывают инвестиционные презентации и показывают их потенциальным партнерам, венчурным инвесторам, экспертам различных отраслей. К проекту присоединились студенты КубГУ, КубГАУ, КубГТУ и Сочинского госуниверситета.
Общие критерии оценки студенческих стартапов
Несмотря на то, что не существует единых критериев, по которым российские университеты отбирают стартапы, все же можно выделить общие правила (различаются от вуза к вузу):
- Наличие команды.
- MVP, прототип продукта или его тестовая версия.
- Оценка потенциала для масштабирования.
- Проработка технологической/социальной/инновационной составляющей проекта.
- Финансирование: привлечь потенциальных или реальных инвесторов (РАНХиГС), предоставить понятную модель финансирования (ДВФУ).
- Наличие инвестиций: привлечь потенциальных или реальных инвесторов (РАНХиГС), проанализировать, кто потенциально мог бы заинтересоваться инвестированием в стартап (ИТМО).
- Рабочий проект: действующие проекты (ДВФУ), осуществить первые продажи (ТПУ).
Организация защиты выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом»
Выпускные квалификационные работы защищаются перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
Защита ВКРС проводится командами стартапа/ предпринимательского проекта. Обучающиеся - участники стартапа/ предпринимательского проекта представляют ГЭК общее выступление, включающее описание проекта и индивидуальный вклад каждого члена команды.
Продолжительность общего выступления зависит от количества обучающихся - участников стартапа/ предпринимательского проекта. Защита начинается с общего описания проекта. Далее слово предоставляется каждому участнику команды стартапа/ предпринимательского проекта, представляющему индивидуальный вклад в разработку и развитие проекта. Регламент выступления каждого члена команды – 7-10 минут.
После общего выступления каждый обучающийся должен ответить на вопросы членов ГЭК. Члены ГЭК задают обучающемуся вопросы с целью определения его уровня профессиональной подготовки и освоения учебной программы, владения материалом выпускной квалификационной работы.
При защите работы выпускник должен продемонстрировать достаточность подготовки как по фундаментальным и специальным дисциплинам, соответствующим направлению подготовки будущего специалиста, так и продемонстрировать высокий уровень освоенных компетенций в области бизнес- проектирования, показать правильность приведенных расчетов и анализа, обоснованность принятых в работе решений, умение грамотно и с хорошим пониманием, сжато и четко, излагать принципиальные моменты работы, выводы и заключение, корректно отвечать на вопросы членов комиссии и других лиц, участвующих в защите.
После ответов обучающихся на вопросы слово предоставляется руководителю выпускной квалификационной работы, если он присутствует на заседании. В случае отсутствия руководителя его отзыв зачитывает секретарь ГЭК.
После выступления руководителя слово предоставляется рецензенту. В конце своего выступления рецензент дает свою оценку выпускной квалификационной работы. В случае его отсутствия на заседании отзыв зачитывает секретарь ГЭК. В заключительном слове каждый обучающийся или руководитель команды стартапа/ предпринимательского проекта отвечает на замечания рецензента, соглашаясь с ним или обоснованно возражая.
Оценки каждому участнику проекта выставляют большинством голосов членов ГЭК. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Результаты защиты ВКРС оцениваются с использованием Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС) (по шкале «А», «В», «С», «D», «Е», «FХ», «F»); национальной системы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»); собственной системы СевГУ; комплексной системы оценивания.
После обсуждения итогов защиты на заседании ГЭК и принятия решения большинством голосов, результат защиты оглашается ее председателем в тот же день. Выпускники, которые получили во время защиты неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета. Они получают академическую справку, а вторичная защита новой работы может быть проведена через год. ВКРС после защиты передается на хранение в архив университета.